Истории •

Заслужить доверие и создавать свой контент: способы остановить распространение экстремизма

18 ноября прошел круглый стол, посвященный теме экстремизма и распространения деструктивного влияния среди детей и подростков. Спикеры пришли к выводу, что сегодня террористические угрозы и антисоциальное поведение перешли в новый — цифровой — формат. По словам экспертов, настало время приучать детей к информационной гигиене, а не просто ограждать их от негативного влияния.

Участниками круглого стола стали

  • Кристина Колесникова — директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение», основатель всероссийского проекта «Родительский университет: PRO-родители».
  • Елена Кузина — ведущий преподаватель и автор программы «Коучинг для деловой среды» Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД РФ.
  • Григорий Пащенко — руководитель проекта «КиберМосква».
  • Сергей Гуров — основатель и автор проекта ГЕРОИ, член Совета отцов, эксперт в комиссии по работе с вопросами подросткового экстремизма.
  • Алексей Ларкин — блогер и независимый журналист.

Модератором мероприятия выступил Алексей Чегодаев, директор по развитию Фонда «Отцовство», председатель Совета отцов при Уполномоченном по правам ребенка.

«Хотелось бы сегодня максимально осветить вопрос с точки зрения фактов. Как отец хочу обратить ваше внимание на следующее: тема сейчас важна решениями. Во многих вопросах их до сих пор нет. Более того, в своей молодости мы не сталкивались с такими проблемами, они актуальны и совершенно незнакомы. И потому иногда родители даже не представляют, что сами могли способствовать подобному поведению своих детей», – предварил обсуждение Алексей Чегодаев.

Эксперты обсудили сам термин «экстремизм» и пришли к выводу о его непрестанном расширении в обществе, во многом за счет различных деструктивных организаций, вовлекающих подростков в антисоциальное поведение. Противодействие экстремизму, как отметил Сергей Гуров, уже перестало быть задачей государства, особенно когда негативно влияющие на поведение ребенка течения переходят в цифровую среду.

«Силовики и полиция не могут заниматься профилактическими мерами. У них другие задачи. Поэтому вопрос профилактики и предотвращения экстремизма лежит в основном на родителях, наставниках и педагогах. Но самая большая проблема в том, что мы живем в цифровое время. И за счет доступности информации и слабого контроля информационных потоков дети быстро увлекаются, идут за чем-то интересным», — отметил основатель проекта ГЕРОИ.

Статистика показывает, что распространение экстремизма в подростковой среде связано не только с активизацией запрещенных организаций, но и с низким социальным иммунитетом у детей.

«Мы упускаем такой важный шаг, как информирование детей. Просто потому, что порой мы сами не успеваем воспринимать информацию адекватно среде, времени и ситуации... Современные дети ищут свободу и идут за проволочной романтикой. Никто не объясняет молодежи, что свобода — это вопрос внутреннего состояния, а не принадлежности к какой-то организации», — подчеркнул также Сергей Гуров.

Психолог и автор программ для родителей подростков Елена Кузина подняла важнейший вопрос о причинах высокой вовлеченности детей в экстремистскую деятельность. По мнению спикера, все дело в чувстве единства и сопричастности, которое часто отсутствует во внутрисемейных отношениях:

«Ребенку будет хорошо в той семье, где родители говорят про него, а не про политическую ситуацию в стране. Любая экстремистская организация дает ребенку ощущение сопричастности, ощущение единомышленничества: ты один из нас, мы с тобой одной крови, мы принимаем тебя любого. И в этом ключевое отличие деструктивной среды от родной семьи — часто родители не принимают своего ребенка таким, какой он есть».

Психолог отметила, что главная задача родителей состоит в том, чтобы разглядеть его — ребенка — генетические предпосылки, а не пытаться навязать с пеленок чуждые ему занятия. «Просто начните с себя. Нельзя менять ребенка, не меняя самого себя и не меняя семейную систему», — подчеркнула Кузина.

Кристина Колесникова, директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение» и основатель всероссийского проекта «Родительский университет: PRO-родители» затронула важнейшую тему организации воспитательного процесса в образовательных организация и в самой семье.

Спикер привела примеры лучших форматов воспитательной работы в школах. В их числе активное участие педагогического коллектива в формирование толерантного сознания у подростков, а также воспитание «самости» — всего, что относится к самоопределению и самосовершенствованию. Все эти практики вводятся в виде каких-то занимательных активностей, ролевых игр и других интересных форматов, заимствованных у психологов.

«Зачатки агрессивного поведения есть практически у всех подростков. Поэтому задача педагогов и родителей — изменить свои реакции и отношение к действиям подростка — именно от этих факторов зависит, будет ли ребенок продолжать эту активность… Травля в школе — тоже пример деструктивного поведения. И дети очень неохотно об этом говорят. Они не любят разбирать эти эпизоды, не хотят пропускать эти истории через себя. И задача педагогического сообщества и родителей — пресекать возникновение ситуаций травли», — рассказала Кристина Колесникова.

Также спикер отметила важную тенденцию — создание рабочих групп, занимающихся вопросами воспитания и единой методологии, на уровне Министерства образования и всего государства. Так эксперт напомнила, что с 2021 года начнет действовать Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», рассчитанный на детей, подростков и молодежь.

«Если сами дети будут генерировать контент для детей, а мы им будем просто помогать, то так мы быстрее сможем заместить деструктивное конструктивным. И совместно с проектом ГЕРОИ мы смогли создать контент такого формата — это просветительский сериал о России: "Посмотрим: Россия глазами детей". Первый сезон уже отснят, на 24 ноября намечена премьера первой серии в лагере "Орленок"», — поделилась Колесникова.

Алексей Ларкин, блогер и независимый журналист, рассказал о необходимости создания современных форматов коммуникации, «опережать» вербовщиков, брать на вооружение их же приемы, которые так хорошо действуют на детей.

Вербовщики, как отметил спикер, используют самые больные точки, чтобы спровоцировать в подростке чувство угнетенности, ощущение несвободы, все то, что в нем уже и так существуют.

«Родители и педагоги могут самостоятельно создавать возможности для выплеска энергии детей — это могут быть подкасты, видеоблоги, дебаты. Такие форматы дают ребятам возможность проговорить, что у них на душе, услышать чужие мнения и даже поспорить в безопасной культурной среде», — советует Ларкин.

К тому же, продолжил журналист, именно такие практики приучают обдумывать свою позицию, глубоко погружаться в ту тему или точку зрения, которую собирается представить подросток.

Детей необходимо обучать журналистике, блогерству. И это хорошая основа для того чтобы стать лидерами в своей среде, или, по крайней мере, быть способными выстраивать коммуникацию: «Мы сами должны опережать вербовщиков и быть в курсе всех повесток. Объявить, например, экологическую кампанию, чтобы дети стали проявлять инициативу в этой области».

Заострил внимание на кибербуллинге и угрозах цифровой среды Григорий Пащенко, руководитель проекта «КиберМосква». Эксперт рассказал, что новая точка входа подростков в деструктивное поведение — это взлом.

В таком случае злоумышленники взламывают переписку в соцсетях, камеры ноутбуков, и с помощью шантажа и угроз заставляют подростков совершать преступные или деструктивные действия.

«Мы часто спрашиваем подростков, зачем они проводят время в интернете. 90% детей отвечают, что хотят денег и славы. И действительно, 13-летние тиктокеры получают по 200-300 тысяч рублей в месяц. Но так прославиться удается далеко не всем, поэтому 15-летние девочки продают свои интимные фотографии, а мальчики инсценируют собственное избиение, чтобы заработать на пабликах и каналах, где уместны фото и видео с таким содержанием», — делится подробностями спикер.

Проблема в том, что у сегодняшних террористов есть компании, которые производят программные продукты. Через простое приложение для обработки фотографий экстремисты могут получить очень много личной информации и начать давить на больные точки ребенка. Что в этом случае могут сделать родители? Для начала необходимо научиться подавать пример своим детям, так как мамы и папы, по результатам опросов, для 76% детей 12-16 лет не являются авторитетом. И только потом необходимо переходить к конкретным действиям:

«Дети в 11-12 лет прекрасно понимают, как обходить блокировки и настроить VPN. Поэтому наша главная задача — обучать детей информационной безопасности, чтобы они, в свою очередь, могли обучать своих родителей. Обязательно проверяйте, какие приложения дети устанавливают на телефон», — поясняет спикер.

Запись трансляции круглого стола вы можете найти по ссылке: 

https://youtu.be/TOlPx4_-8a4

Остались вопросы? Звоните или задайте их тут:Задать вопрос
Задать вопрос
Заказать обратный звонок