19 сентября на открытом лектории «Основы профориентации подростков: как помочь ребенку сделать осознанный выбор будущего» психолог и эксперт-профориентолог Мария Косинец рассказала родителям, как поддержать детей в самоопределении и выборе профессии. Организаторами мероприятия выступили проект ГЕРОИ, «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение» и Национальный центр профессиональной ориентации.
Сегодня мир профессий активно трансформируется. Нужно быть высокоэффективным специалистом и обладать скорее универсальными компетенциями, чем профессиональными (хотя и последние тоже важны). Поэтому окружению подростка, и, в первую очередь, его семье, важно понимать, что он может реализовать себя в разных направлениях, сразу по множеству векторов.
Мария Косинец подчеркнула важность семейной вовлеченности в процесс самоопределения и профориентации выпускника:
«Говорить о профориентации нужно не только с детьми, но и с их родителями. Без взаимодействия с семьей добиться высоких результатов, а, главное, счастья ребенка, сложно. Подросток живет сразу в двух мирах, и этим мирам необходимо работать вместе».
Эксперт согласилась с аудиторией, что очень часто влияние родителей на выбор подростка исключительно положительное, само желание помочь ребенку определиться – абсолютно искреннее и может быть не связано с давлением. Но в уравнение вмешивается константа “подростковый возраст”, которая дает в результате такие кризисные ситуации, когда кажется, что советуют не то, не тем и совсем не вовремя. Решить эту проблему можно только разговаривая с ребенком открыто и поддерживая его.
На нескольких простых примерах Мария показала, как часто дети при выборе вуза и дальнейшей профессии ориентируются не на собственный круг интересов, а на одобрение родителей, популярность специальности и даже случайность. В связи с этим психолог показала, насколько важна осознанность ребенка — во время сдачи итоговых испытаний, поступления в вуз, выбора специальности и жизненного пути:
В следующей части лекции Мария Косинец объяснила, почему так важно различать понятия «профориентация» и «самоопределение», и как в действительности можно увидеть эти два параллельных процесса:
«Профориентация — это развитие вовне. Вы изучаете огромный спектр, выбираете для себя цвет, начинаете разбираться в оттенках. Самоопределение направлено вовнутрь, вы определяете для себя те критерии выбора работы, которые важны для вас».
Также в рамках очной встречи эксперт-профориентолог рассказала о профильных классах, влиянии учителей, типичных страхах родителей и разобрала самые распространенные ситуации, с которыми сталкивается подросток и вся его семья при выборе будущего.
Свое выступление Мария Косинец завершила обзором актуальных вопросов, которые может задать себе каждый родитель, чтобы по-другому взглянуть на позицию подростка и понять, чего он хочет от учебы и от жизни в целом.
Чтобы помочь детям разобраться в себе и понять, что в действительности им интересно, проект ГЕРОИ приглашает школьников средних и старших классов в свой городской лагерь, который пройдет во время осенних каникул — с 7 по 11 октября и с 18 по 22 ноября. В течение 5 дней подростки проработают свои цели и установки, ожидания и запросы вместе с психологом-профориентологом.
Помимо занятий, которые будут проводиться на каникулах, кураторы проекта набирают участников 15-17 лет на ежемесячную программу профориентации, состоящую из 8 занятий. На них подростки вместе со специалистами разберут вопросы саморазвития, выбора вуза, эмоциональной подготовки к поступлению, поиска жизненных ориентиров.
Узнать подробнее и записаться на мероприятия можно на сайте heroescamp.ru