Не страшно свернуть не туда – страшно вовремя не спохватиться и проработать всю жизнь на нелюбимой работе. Как не пополнить печальные цифры статистики и стать уверенным востребованным профессионалом? О поиске нового пути и способах скорректировать свое будущее рассказывает психолог-профориентолог Мария Косинец.
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Профориентация VS самоопределение
Для начала научимся различать понятия. Самоопределение помогает человеку четко понять, чего он хочет от жизни в целом. А профориентация заставляет смотреть вовне, задуматься о поиске подходящего дела.
Несмотря на обилие профориентационных курсов и практик, статистика все еще не радует: из 10 первокурсников переводятся на другую специальность, в другой вуз или просто отчисляются целых пять человек, то есть ровно половина!
До выбора университета мало кто старается найти для себя подходящий путь. Многие подают документы для подстраховки на те направления, которые не интересны – просто подходит ЕГЭ.
А из той половины, которая осталась учиться, еще трое-четверо просто не работают по специальности. В итоге из 10 студентов всего один или два идут работать в выбранном направлении. Но и тут остается вопрос – счастлив ли человек на этой работе, осознанно ли он подошел к выбору специальности?
Кто и когда выбирает? Все и всегда!
Спектр специальностей, о которых знает подросток, чаще всего очень ограничен: ребята знают, кем работают родители, они видят своих учителей в школе, возможно, знают о профессиях еще нескольких близких родственников. Огромный мир профессий для среднего школьника замыкается на 5-10 специальностях. А ведь наименований на профессиональном рынке тысячи!
Добавьте к этому плохие отношения с условной физичкой или русичкой. “Ну уж ЭТО мне в жизни точно не пригодится!”, – решают подростки и напрочь лишают себя перспектив, которые даже в мыслях не могли допустить.
Мир профессий междисциплинарен. Он лишь отчасти связан со школьными предметами.
Осознанно выбирая профессию, в идеале каждый должен четко представлять себе все ее плюсы и минусы. И, конечно, соглашаться на все небольшие минусы, при условии, что плюсы значительно перевешивают интерес к работе в целом.
Профориентация – это то, что происходит с нами всю жизнь, при каждом новом опыте.
Почти каждый из нас выбирает будущее, не очень четко себе представляя, из чего конкретно оно будет состоять. И это нормально! Но все-таки при выборе профессии нужно ориентироваться не только на саму специальность, но и на собственные интересы. Не получится, например, стать водителем автобуса, если тебе близок образ жизни фрилансера.
Сделать выбор даже в бытовых вещах порой не так просто: что съесть на завтрак – кашу или омлет? Что уж говорить о выборе профессии. Всегда важно четко структурировать для самого себя, что дает та или иная профессия.
Зачем вообще выбирать? Поговорим о целях
Кульминация школьной жизни – сдача ЕГЭ, поэтому большинство школьников озабочены тем, чтобы закрыть разовую задачу. Ребята не смотрят на перспективы, не выстраивают профессиональную траекторию. Да и просто выбор профессии может никак не соотноситься с жизненными целями.
На первых порах важно сформировать цель и желание.
Любой взрослый, который встречается на жизненном пути подростка – это носитель жизненного опыта. Когда родителям помимо денег профессия приносит еще и удовольствие, ребенок, естественно, считывает эту концепцию. А если мама и папа приходят домой изможденные и усталые, ненавидят свое начальство и рабочую рутину, то и дети будут относиться к работе так же – ради заработка будут всю жизнь терпеть невыносимую должность и неприятных коллег.
Для любого взрослого выбор профессии – это без преувеличения выбор жизненного пути.
С чего начинается выбор? Рефлексия родом из детства
Профориентация начинается с первых вопросов ребенка: “Кто такой полицейский? Что такое пожарная машина?”
В детстве мы можем выбирать специальности как одежду в магазине. Врачом быть хочу, а учителем не хочу! О, а вот быть поваром – это тоже интересно! Ну уж нет, водителем я работать точно не буду.
Дети смотрят на взрослых и примеряют на себя их профессии. И тут на выбор школьников мы можем повлиять по-разному. Уставший и немотивированный учитель будет вызывать жалость и вряд ли вдохновит ребенка стать педагогом, а восторженный бариста в интерьере красивого кафе наоборот сможет воодушевить школьника.
Этапы: школа, вуз, работа
Поступление в вуз с другом за компанию – поворот не туда. Счастье друга – не твое.
Профильные классы есть в большинстве школ, поэтому ребята уже с 5 класса начинают выбирать будущую профессию. А это значит, что количество непрофильных предметов начнет сокращаться, будет сужаться круг изучаемых дисциплин. Оно и понятно, это вроде бы логично, но все же в момент выбора профильного класса нужно быть максимально осознанным – чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Наверстать химию, если вдруг захочется потом, будет очень сложно, если выбираешь социально-экономический уклон.
Цель профориентации – определить для себя ту специальность, профессионалом которой ты хочешь быть. Поэтому после выбора профиля стоит определиться с конкретным направлением, расписать работу по всем критериям.
Следующий этап – выбор направлений подготовки. При этом надо учитывать, что обучаясь на одном и том же направлении подготовки, можно работать в разных областях. Психолог, например, может вести индивидуальные консультации, а может работать с группами, в школе, в клинике, в каком-то центре, онлайн или вести прием на дому.
Пока не можешь определить, кем хочется быть, тебе сложно с должной мотивацией учиться в школе и готовиться к ЕГЭ.
Даже когда нужно выбрать профиль в университете, многие не справляются. Часть студентов в полном смысле слова отсеиваются, когда проходят практику. Они начинают понимать, что им вообще неинтересно. Но давайте относиться ко всему позитивно. Студенческая практика – хороший стимул, чтобы скорректировать свой путь.
Кто-то работает всю жизнь на одном месте, а кто-то часто меняет работу и понимает, что его представления об идеале далеки от тех мест, где приходится строить карьеру. Чтобы лишний раз не фрустрировать на профессиональную тему, важно вовремя скорректировать собственные цели.
Корректировка целей может происходить по-разному. И тут можно вывести два мотива:
первый – я не хочу этим заниматься;
второй – я хочу заниматься другим делом.
Как помочь детям с выбором профессии? Советы взрослым
- С самого детства закладывайте положительные установки относительно мира профессий.
- Делитесь опытом.
- Задавайте вопросы и помогайте с их решением. Не принимайте решения за детей!
Не существует идеальных моделей по выбору профессии. Да, есть какие-то алгоритмы, которые помогают четче выстроить свой путь, но в целом способы достижения целей всегда очень индивидуальны.
Профориентация – один большой вопрос, на который каждому нужно найти свой ответ.
Как сделать осознанный выбор будущего? Конкретные шаги
1. Знать и понимать, из чего выбирать. Читать, смотреть, пробовать!
Чем шире представления о профессиональных сферах, тем легче сделать выбор. В интернете можно найти подборки с подробными описаниями множества профессий. Если пока не определились, чем хотите заниматься, полистайте их. Изучите 3-4 источника, чтобы наиболее полно представлять себе все нюансы работы. Относитесь к любой информации критически.
2. Видеть перспективы. Развиваться в разных областях, получать прикладные навыки, пробовать много и часто.
Чем виднее перспектива, тем легче понять, что делать уже сейчас. Чем больше навыков получено еще в подростковом возрасте, тем проще определиться с профессией. То же самое и со школьными предметами. Подросток, который не отбросил какие-то дисциплины, еще может выбрать из огромного множества профессий “ту самую”.
3. Не бояться ошибок. Каждое “не хочу” помогает найти то, чем хочется заниматься.
Не страшно свернуть не туда. Страшно вовремя не спохватиться и проработать всю жизнь на нелюбимой работе. Уж лучше, поверьте, на первом курсе перевестись в другой вуз, чем понять свою ошибку уже на третьем, когда поменять направление станет намного сложнее.
Запись вебинара: https://youtu.be/HCXbmKgEM8k