Истории •

Начальная военная подготовка: к чему школа не в состоянии подготовить?

33% россиян высказались за введение в школах начальной военной подготовки (НВП), но только в качестве внеурочной деятельности, сообщает Газета.ру. Старт обсуждению дал сам министр просвещения Кравцов на прошлой неделе, заявив, что ведомство готово обсуждать расширения курса НВП в школе.

Готова ли школа? Как сделать так, чтобы подростки воспринимали и ОБЖ, и НВП позитивно рассказывает Сергей Гуров, ветеран спецназа, сооснователь спортивно-образовательных проектов для подростков ГЕРОИ.

Есть ли на это время?

Справедливо, что 33% родителей поддерживают НВП, но в качестве внеурочной деятельности. Современный подросток достаточно загружен в школе, а впереди у него очень ответственные годы: выбор профессии, формирование ценностей и ориентиров – все это уже находится в приоритете.

Если нагрузить ребенка сверх меры, у него не останется времени на постановку личных целей и задач, а в итоге мы получим человека, не готового брать на себя ответственность и не умеющего выбирать.

В школе уже есть ОБЖ. Начальная военная подготовка логичным образом входит в эту дисциплину: надо учить не только делать, но думать. Другой вопрос – как организовано преподавание ОБЖ.

Есть ли вообще у подростков желание заниматься такой подготовкой?

Не менее важным является вопрос желания заниматься НВП.

В нашей культуре фраза «есть такое слово надо» занимает весомое место, но в парадигме воспитания подростков она не совсем верна. Мотивировать в этом возрасте ребенка «голой необходимостью» не получится.

В случае с НВП вы рискуете заинтересовать одного-двух мальчиков из класса и совершенно оттолкнуть всех остальных, причем и от армии, и от физической подготовки, и от военной темы в целом.

Почему у молодежи негатив в отношении НВП?

Современные подростки, равно как и их родители (и многие – отслужившие) довольно часто имеют негативную установку в отношении военной службы. Причина, в том числе, в отсутствии четких представлений о характере военной деятельности, смешении понятий «милитаризм», «патриотизм», а иногда и вообще – «агрессия», и в нехватке качественного оборудования.

Признаем честно: сложно заинтересовать подростков огнестрельной подготовкой, когда о ней можно только прочесть, но никак не потренироваться на пневматике в тире. Точно так же вызывают явно не самые положительные эмоции противогазы и манекены тридцатилетней давности.

Почему НВП в школе – это сложно?

Немаловажный вопрос – кто и как будет НВП преподавать.

Учителя ОБЖ и физкультуры могут не иметь достаточной квалификации для полноценного разговора о военной подготовке, не говоря уже о нехватке времени. Будет хорошо, если о военных дисциплинах будут рассказывать военные, но уже им может не хватить педагогического такта. Новый «военрук» должен не учить служить в вооруженных силах, а мыслить в правильном русле. Здесь все: ответственность, самостоятельность, последовательность, коммуникация.

Я ветеран спецназа, и сейчас веду стрелковые тренировки в собственном проекте вместе с другими наставниками. Могу ответственно заявить, что работать с подростками и даже с призывниками, которые буквально вчера были подростками, – это навык, требующий психолого-педагогической подготовки.

Решение

НВП сейчас является органической частью курса ОБЖ, и это правильный подход, дающий общее представление. Программы по ОБЖ обновляются регулярно, знаю, что к разработке учебников привлекаются эксперты МЧС России.

Но если в школе есть запрос родителей и самих подростков на специальную подготовку – а это может быть стрельба, альпинизм, тактико-специальные занятия, медицинская подготовка – необходимо либо привлекать средства на обновление школьного оборудования, либо заключать соглашения с организациями, занимающимися дополнительным образованием.

Мы готовы, например, заключить соглашение с несколькими московскими школами, и организовать дополнительные занятия военно-спортивного профиля. В этом случае, дополнительная нагрузка не упадет на плечи и без того загруженных педагогов, а родители и сами школьники получат желаемую активность и воспитательный блок в современном формате.

За 5 лет работы мы считали отчетливый запрос молодежи на «необычные» и в то же время серьезные дисциплины. Так появилась тактико-специальная и высотная подготовка, практическая стрельба на летних сменах. Сейчас действует пространство в центре Москвы, где преподается искусство самообороны — израильская техника кравмага и популярное джиу-джитсу, также открыт стрелковый клуб с индивидуальными и семейными тренировками.

Подросткам нравятся занятия именно такого формата.

Они тренируют выносливость одновременно с коммуникацией, работу с командой параллельно с внимательностью и ловкостью, формируют личность и ее устойчивые ценностные ориентиры при здоровом уровне физической подготовке.

Мне кажется, это именно то, что хочет получить государство и заинтересованные родители от НВП. Современные дети заслуживают современных решений. 

Остались вопросы? Звоните или задайте их тут:Задать вопрос
Задать вопрос
Заказать обратный звонок