Подростки ссорятся реже, чем младшие дети, зато происходит это на другом «градусе» беседы. Что делать родителям? А учителям, если ссора происходит в классе?
Этот материал в формате карточек вы можете найти и скачать в наших социальных сетях:
1. Поощряйте самостоятельное решение конфликта
Самостоятельное разрешение споров учит детей важным жизненным навыкам, поэтому не пытайтесь вмешаться каждый раз. Да, решить конфликт ЗА детей быстрее и, быть может, менее напряженно. Но вот пользы в долгосрочной перспективе от этого будет немного.
Попросите детей выслушать точку зрения друг друга, затем предложите найти компромисс. Иногда просто взять паузу и перестать кричать – половина дела.
Есть и другие способы мотивации. Например, если ваши сыновья ссорятся, кто следующий будет играть на приставке, объявите, что доступа к ней отзывается у обоих. И до тех пор, пока они вместе не найдут решение.
2. Помогайте решать
Когда конфликт все-таки зашел в тупик, взрослый человек может смоделировать решение проблемы.
Помогите детям понять, о чем они вообще спорят, спрашивая по очереди, кто и чего хочет.
— Ваня, я правильно понимаю, что ты хочешь...?
— Олеся, я вижу, что ты обижена, скажи, пожалуйста, что именно тебя задело?
Возьмите два листа бумаги и запишите все вместе позицию каждой из сторон. Поиграть в адвокатов (без прокуроров) может быть очень полезно.
3. Сосредоточьтесь на причине ссоры
В момент конфликта взрослому очень важно НЕ концентрироваться на
а) эмоциях
б) позиции «да он первый начал».
Если дети ссорятся, то они оба несут ответственность за происходящее.
Если вы принципиально и жестко встанете на чью-то сторону, второй ребенок, поверьте, не осознает свою вину мгновенно из-за вашего авторитета.
Он почувствует себя незащищенными несправедливо обиженным. Лучше попросите обоих детей рассказать о проблеме, а затем обсудите решения.
4. Всем спокойно
Ссоры почти всегда вызывают сильные эмоции. Но когда конфликты решают взрослые и умные люди (мы же к этому стремимся), они делают это спокойно. Эмоции мешают увидеть способы решения, а иногда и человека в «противнике».
В этом случае необходимо:
- обратить внимание на эмоцию, не надо ее отрицать или замалчивать, она важна, просто для решения конфликта не нужна
- назвать эмоцию = Я чувствую… Я вижу, что ты чувствуешь... страх / гнев / обиду
- сделать паузу, иногда этого достаточно, чтобы ребенок сам осознал проблему и перешел к конструктивному этапу
- оставаться рядом
5. Наблюдать за тем, как решаются конфликты
Наблюдайте за ситуацией. Это поможет убедиться, что один из детей не доминирует над другими. Убедитесь, что компромисс действительно компромисс, а не несправедливая уступка. Как? При компромиссе каждый что-то получает, даже если что-то – не игрушка, а спокойствие и выгода в будущем.
Вы — не судья, но вы — гарант справедливости.
Если к компромиссу прийти не получается, назначайте «последствия». Очень важно не наказывать ребенка, а показывать, к чему приводят его поступки — то есть сообщать о последствиях. В таком случае связь установится между действием и следствием, а не между личностью и ее негативной оценкой.