Откуда берутся неинтересные дела? Они берутся из головы. Не от мамы с папой, не от учительницы по музыке и учителя по математике, и даже не от ничего не понимающего начальника.
Да, нашим детям, а порой и нам сложно в этом признаться, ведь гораздо проще один раз найти виноватого, чем каждый раз — причину.
«Скучно делать зарядку? Значит сегодня делаем ее на лестничной площадке! Неинтересно убираться? Значит надеваем скафандры и чудесной нано-тряпкой изгоняем микробов». Перед нами задача, превращенная в игру, и личный опыт Алексея Матлакова — предпринимателя и инвестора, а еще папы четырех детей, которым он поделился со слушателями проекта «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение», проекта ГЕРОИ и Фонда Яны Поплавской.
Давайте разберемся вместе, как превратить любые дела в приключения, ведь тема однозначно волнует и тех, кто хочет помочь собственным детям, и тем, кому пора помочь себе.
От чего мы убегаем: скучно и сложно
Молодец тот, кто умеет управлять своими мыслями и сознанием, и менять свое отношение к реальности на ходу. А что делать, если ты — не молодец?
Человек как правило убегает от двух типов дел — когда ему скучно и когда ему сложно.
Скучно ребенку и взрослому обычно в одинаковых ситуациях: когда они не понимаю цели действия, не могут ответить на вопрос: зачем происходит то, что происходит? Мы часто видим детей, которые со скукой внимают родительским лекциям. Так же часто скучающих на уроках в школе и дома (дистант показал наглядно!) детей. Еще чаще — вроде бы взрослых и успешных людей в красивых кабинетах, ровно с тем же выражением лиц скучающих на совещаниях.
Почему все это льется в мои уши? — думают и те, и другие. Не находят ответа и отвлекаются.
Второй тип скуки — это когда человек слишком сильно разобрался в процессе. Очень часто на языке HR-директоров такую ситуацию называют выгоранием. Когда все настолько понятно и прозрачно, что заниматься этим можно с закрытыми глазами, ушами, становится неинтересно. А если добавить к тому, что «все это» требуется делать быстро и в огромных объемах, к скуке добавляется агрессия или апатия.
Вторая причина маяния — противоположность первой — сложность дела. Здесь и у детей, и у взрослых, опять же абсолютно равные условия (а вы как хотели? взрослые получаются из детей). Либо человек не понимает, как сделать какую-то задачу — т.е. у него нет знаний, либо не умеет — тогда у него нет навыков.
В момент, когда ребенок на вопрос «почему ты не делаешь?» отвечает «не могу» или «не хочу», всегда найдется кто-то мудрый с сообщением «надо». В армии есть прекрасная пословица: не можешь — заставим, не знаешь — научим. Это два рецепта от ментального побега. Вот только взрослые часто практикуют детский подход и отвечают «не хочу», а дети редко практикуют взрослый «надо».
Против обеих ситуаций есть противоядие, и это игра. Игры помогут объединить две силы «хочу» и «надо» в классный, вкусный и полезный компот.
Три волшебных гормона счастья и как их использовать
Игра — это непродуктивная деятельность человека, сфокусированная на процессе. Ключевое слово здесь — непродуктивное. Эта деятельность никуда не ведет и не имеет никакого результата, за исключением игр образовательных.
В любой игре нам важен фокус именно на процессе. Взрослый мир учит ориентироваться на результат: руководство на работе требует результат, kpi, отчеты, схемы, общество — стиль успешного успеха. Возможно, именно здесь лежит та самая причина, по которой мы теряем интерес к жизни. Игра же позволяет сфокусироваться на процессе, и процесс этот становится увлекательным.
За что люди любят игры?
Нам нравится узнавать новое, соревноваться друг с другом, побеждать и получать признание. Почему это работает? Потому что у нас есть гормоны счастья, которые заставляют нас чего-то хотеть и что-то делать. Кстати, рассказать о них детям школьного возраста будет хорошей идеей, какой младшеклассник не мечтает быть немного биороботом?
Самый волшебный из гормонов — это дофамин. Он отвечает за желание и предвосхищение. Трепет в ожидании новогоднего праздника и дня рождения — это как раз дофамин. Этот же гормон отвечает за любопытство и радость познания. Человек во время познания новой информации генерирует новые нейронные связи, за что организм сам себя хвалит.
Помимо этого, у дофамина есть вторая особенность, проявляющаяся в тот момент, когда мы повторяем успешный опыт.
— Ты волшебник, Гарри! Упс, то есть: ты сделал это еще раз Гарри, молодец!
Если обезьяна при испытаниях нажимала на кнопку, и ей выпадал банан, то она радовалась. Если он выпадал снова и снова, она радовалась, но уровень радости был ниже.
Суть примера в том, что мы все испытываем удовольствие и от нового, и от повторения того, что нам нравится. Но дофамин истощается после того, как мы делаем это много-много-много раз. Даже в самую любимую игру играть рано или поздно надоедает всем детям (и взрослым).
Герой № 2 — окситоцин.
Это вещество, которое позволяет нам получать удовольствие от общения с людьми. В момент, когда мы взаимодействуем с себе подобными, мы перенимаем часть их эмоций, причем как хороших, так и плохих. Когда вокруг веселая компания, когда нас кто-то похвалил и поддержал, нам очень хорошо. И в этом секрет командных игр и беда дистанционки.
Герой № 3 — тестостерон.
Опустим тот факт, что его часто называют мужским гормоном. Тестостерон сильно влияет на нас, заставляя конкурировать. Желание побороться за что угодно, даже если это банальная просьба громче всех хлопнуть в ладоши, выше всех прыгнуть на переменке или аккуратнее всех вывести в тетради дату, всегда добавляет очки интереса.
С этим прекрасным набором мы живем, эта система самонастроена и функционирует постоянно, осталось пользоваться.
Три главных ключа к мозгу и разрешение на использование
Можно ли такой игрой, построенных на гормонах, «запудрить» себе мозг? И правильно ли это с точки зрения морали — обманывать себя.
Можно и правильно. Если что-то облегчает вам и вашим детям жизнь и при этом не вредит окружающим, вопрос снимается.
Три главных ключа к нашему мозгу:
- Поток. Поток — это концентрированное действие.
- Цель — особенность мозга, которая позволяет этот поток создать.
- Перевоплощение — по сути, это резкий уход от реальности, где мозгу нужно осознать себя в новых (и потому интересных) условиях.
Поток — это деятельность, которая не должна прерываться. Вспомните сами: если в момент полного погружения в задачу у вас звонит телефон, вы сбиваетесь и не можете поймать предыдущий настрой. Почему же мы требуем не отвлекаться от детей, которые окружены таким количеством малых и больших раздражающих факторов?
Цель нужна для построения потока, так как фокусируясь на чем-то конкретном, человек попадает в деятельностный процесс. Мозгу нужно задать вектор движения, даже если в конце будет не что-то реальное в виде обещанного «пирожка» с полки. Смысла может и не существовать, его главное придумать, только после обнаружения «смысла» жизнь играет новыми красками. Из-за этого мы вписываемся в игру, иногда даже не понимая — зачем.
Третий ключ — это перевоплощение. Ключ к тому, чтобы маленькому и большому человеку стало хорошо — возможность побыть кем-то другим, возможность оказаться в ситуации, когда все безопасно, но необычно.
Первый вариант: смена контекста
Меняйте окружающую обстановку. Надоела зарядка дома — делайте ее на улице, надоела на улице — делайте на лестнице в подъезде. Разрешите ребенку сделать уроки не за столом, от этого мгновенно не испортится его позвоночник и не упадет зрение, а мотивации прибавится (а нервов у мамы — не убавится).
Второй вариант: смена ролей
Задавайте человеку другую социальную роль. Скажите сыну, что сегодня он проводит зарядку, так как именно он — взрослый и сильный тренер. Скажите подчиненному, что сегодня он не готовит отчет по социальным сетям, а предлагает на собрании креативную идею оформления спецпроекта. Менять роли — не опасно, а здорово и полезно.
Третий вариант: смена людей
Как только какая-то деятельность становится однообразной, можно поменять людей. Хорошие начальники меняют людей в малых работающих группах, давая возможность изучить новые лица и форматы взаимодействия. Учителя вполне могут позволить себе пересадить ребят в классе.
Игра — это когда мы говорим, что сегодня бумажка будет обозначать золото, а волшебный бант — пропуск в Зазеркалье. Мозг в этот момент начинает думать по-другому.
Скажите своим детям: сегодня уборки не будет, никто не идет мыть полы! Вместо этого мы берем волшебный скафандр и отправляемся истреблять микробов нано-тряпкой. Враг не скроется от целого отряда специально подготовленных бойцов!
Геймдизайнеры лучше всех знают, как запудрить мозгу — мозг. Давайте поучимся у них
В игре всегда есть отслеживание прогресса и понятный план действий — это снижение барьера «я не знаю, как». В игре всегда есть поощрение — награды, рейтинги, дополнительные аватары, цвета, иконки и уникальная броня. Специалисты по созданию игр никогда не скупятся на призы, специально прорисовывают сотни и тысячи вариантов. И это работает!
Почему-то в обычной жизни мамы и папы это забывают.
Мы привыкаем, что делать зарядку — это нормально, и чистка обуви тоже нормально, и уроки, и готовка завтрака. Мы забываем, что как только из фокуса внимания, интереса и поощрения дело исчезает, оно автоматически переходит в список ненужных событий.
Практически на всех мероприятиях сейчас дарят сертификат участника. И с одной стороны мы понимаем, что это просто рекламный материал, который заставляет вспомнить о событии, что его можно выкинуть, но ведь там наше имя.
Не скупитесь на поощрения. Грамоты, медальки, наклейки — это работало для детей 20 лет назад и работает сейчас.
Как создавать игры для себя и для других людей?
Дать людям цель — очень часто самая простейшая история, которая работает. Да, детей легко ввести в заблуждение простой игрой «кто первый добежит до подъезда», но если они без раздумий к ней приступают — почему нет?
Ответ на вопрос «как превратить любые дела в приключения» в 7 пунктах ниже. И помните, что он подойдет не только для детей.
- Дать ребенку цель;
- Привлекать в игру новых игроков;
- Убрать отвлекающие факторы;
- Не скупиться на поощрения;
- Дать возможность творчески себя реализовать;
- Устроить соревнования;
- Постоянно практиковать перевоплощения.
По материалам открытого лектория, организованного проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.