Умения концентрироваться и планировать с началом учебного года становятся залогом не только эффективности, но и здоровья. Если приходится постоянно отвлекаться и перерабатывать, рано или поздно это приведет к выгоранию.
Мы собрали советы, как оставаться организованным и не терять главные ресурсы — время и нервы.
1. Каждой задаче свое время
Нет ничего хорошего в том, чтобы каждый час перескакивать с одной задачи на другую. Зафиксируйте время за определенным блоком работы, чтобы не отвлекаться и не переключаться.
- С 19 до 19:30 я пишу план на завтрашний день.
- С 19:30 до 20:00 я проверяю почту, чаты и всем отвечаю.
- С 18 до 18:40 у меня время для неожиданностей — я решаю только чрезвычайные ситуации, если их нет — отдыхаю, если они появятся позже 19:00, переношу в план на завтра.
2. Рутина — это хорошо
Это правда, что мы устаем от однообразной деятельности, но у педагогов и подростков разнообразия хватает. Так же правда, что мы больше нервничаем, если у нас нет плана действий.
Создание рутины — отличный способ оставаться организованным, потому что это помогает формировать привычки. А уже привычки формируют структуру дня.
Например, если вы проводите раннее утро субботы, читая дополнительную литературу для поступления, со временем это станет привычкой.
Плюсов целых два:
- на неделе вы не будете переживать, что не занимаетесь важным делом (ведь вы знаете, что это есть в плане конкретного дня);
- вы не забудете о необходимости почитать в субботу, как не забываете чистить зубы.
3. Придерживайтесь графика
— Да как мне его придерживаться, когда то одно, то другое!
Справедливо. Жизнь по плану идти совершенно не хочет, но мы все-таки попытаемся.
- Отклонения неизбежны, но важно вернуться к расписанию, как только вы справитесь с проблемой А и вызовами Б.
- Сообщайте о своем расписании друзьям, коллегам и близким. Фиксируйте самое важное на доске, прикрепленной к холодильнику. И тогда ситуаций «Ты мне не сказала, что вечером пятницы собираешься готовиться к олимпиаде! Давай лучше сходим в город» будет меньше.
- Не переживайте, что отказом нарушить свои планы вы кого-то обидите. Планы ваши, нервы ваши, и если вы заранее обо всем сообщили, обижаться — выбор второй стороны.
4. Используйте календарь электронной почты
Фиксируйте встречи, созвоны и собрания в календаре.
- Во-первых, если кто-то попробует назначить еще одно очень срочное дело на то же время, — программа покажет пересечение. Некоторые сервисы вообще не позволят этого сделать.
- Во-вторых, вы будете получать уведомления о предстоящих делах за час-полчаса, что позволит настроиться и ничего не забыть.
5. Записывайте
Может показаться, что мы слишком много времени тратим на планирование. Но поверьте, час, выделенный на составление грамотного плана, сэкономит дни. К тому же, красивые ежедневники и планеры мотивируют, в отличие от раскиданных по столу стикеров. Заведите новый в честь осени и учебного года!
6. Цветовая кодировка
Очень хороший способ улучшить организацию и концентрацию. Вы можете назначать цвета по типам задач, а можете по срочности. Мы бы советовали первый вариант, потому что срочность постоянно меняется, и всегда есть соблазн перенести все в раздел «горим, надо завтра!».
Взглянув на свой цветной ежедневник, вы сразу сможете понять фронт работ на неделю вперёд, и не тратить время и нервы на определение приоритетов.
7. Создавайте шаблоны и контрольные списки
Если что-то можно привести к шаблону, это нужно привести к шаблону. Многие задачи, будь то школьный проект или подготовка презентации, имеют необходимую последовательность действий, и будет правильным ее зафиксировать. Пусть на рабочем месте лежит красивый чек-лист, а вы не будете изобретать велосипед каждый раз.
8. Файловая система на компьютере
Если у вас фотографии с конференции и из отпуска, важные документы и заметки, презентации прошлого, позапрошлого и текущего года лежат на рабочем столе... мы вас понимаем.
Но мозгу приятнее работать с чистым и организованным пространством. Помогите ему! Сделайте сортировку файлов хотя бы по месяцам, а самое важное — например, список экзаменов или актуальные стандарты, выделите в отдельную папку.
9. Убирайтесь на рабочем месте
Помните, что мозгу приятнее работать с чистым пространством?
Уютное рабочее место и рабочее место, где лежат игрушки, цветы, провода, ручки, бумаги, конфеты и стоят три чашки с недопитым чаем — это разные вещи.
Выделите 30 минут в неделю, чтобы выкинуть все ненужное. В момент выполнения конкретной задачи вам вполне достаточно ноутбука, тетради, книги, ручки и календаря с часами.
10. Делайте перерывы
Выбирайте систему перерывов, которая нравится. Мы советуем 45+15 или 120+30.
Делайте перерыв только после того, как завершили конкретную задачу — перевели страницу, дописали упражнение, дочитали главу. Так не будет чувства вины из-за незавершенности, а вернуться к работе получится быстрее.
И лучше не берите на перерывах телефон — с ним мозг не очень отдыхает.